Брызги сознания

 

Тема: Дизайн

Волшебно

Совершенно дивная по качеству дизайна электронная публикация. Когда-нибудь я научусь такому же (ну, почти такому же — кириллические шрифты выглядят здорово хуже от рождения).

19.11.04 | Комментариев: 6

Графдизайн и я

Я наконец-то смог сформулировать причину, по которой я перестал заниматься графическим дизайном: если заниматься им за деньги, нужно работать так, чтобы коммуницировать коллективным голосом заказчика/потребителя. Примитивный пример: набирая ресторанное меню, выбором шрифта можно и нужно подчеркнуть свойства ресторана и его кухни. Проблема в том, что мне об этом думать как-то западло — мне своего-то голоса не хватает, куда уж говорить чужим.

Во избежание недоразумений замечу, что в этом моём свойстве ничего хорошего нет. Лучше бы, чтобы было наоборот.

26.09.04 | Комментариев: 1

Обидно, да?

Есть что-то глубоко унизительное в том, что 99% блянцевых журналов и вокругблянцевых публикаций используют стилистику, которой уже — хаха — больше восьмидесяти лет.

Причем стилистика до сих пор гордо назвается модерном.

23.06.04 | Комментариев: 6

Папанек

Издатель Аронов (издавший, к примеру, Иттена) не успокоился на достигнутом и издал главную книгу Виктора Папанека Дизайн для реального мира (вот она на Амазоне; количество звездочек считайте сами).

Побольше бы таких издателей.

19.04.04 | Комментариев: 0

Обычная история про дизайн

Обычнее истории не бывает. Непонятно только, как вообще ещё делают логотипы (и зачем делают). Они, как известно, все уже нарисованы раз по пять или даже десять. Кроме того, все логотипы равно плохи или хороши (есть исключения, но они некоммерческие).

27.02.04 | Комментариев: 0

Эволюция формы

В онлайновом Музее тостеров здоровенная экспозиция, отсортированная по годам. Очень познавательно следить за эволюцией формы — в конце концов, функционально и схемотехнически тостеры не меняются уже больше полувека.

А вот форма эволюционировала ещё как.

22.01.04 | Комментариев: 0

Ещё о свободе (продолжение наблюдения про Format)

Вот так надо самоделать журналы! И никак иначе.

Там есть и другие журналы, кстати говоря.

04.01.04 | Комментариев: 0

Метрокарта

В метро начали развешивать новые карты. От старых (которые висели до убожества) они отличаются рекой и утолщенными линиями и станциями. Благодаря утолщению выглядит новая карта довольно нарядно, но очень уж напоминает восьминога. Читабельность по сравнению с предыдущим (убогоньким) вариантом улучшилась на порядок, но, похоже, таки ухудшилась по сравнению со старой картой.

Мне одно интересно: неужели подземные жители не знают слова выборка? Почему, если они делают эксперименты, то уж сразу на миллионах?

24.12.03 | Комментариев: 0

Format

Наконец-то оплатил трафик и смог посмотреть самодельный журнал Format. Оставляя за скобками наполнение, диагноз — дохлятинка. Делать самодельный журнал прилизанным — это нечто невиданное. Верстка и макет прекрасные для о деньгах, но для такого контента! Стыдоба.

Обновление: можете меня не слушать. Я еще несколько месяцев назад решил больше никогда граф. дизайном за деньги не заниматься, а значит, я совсем необъективен.

12.12.03 | Комментариев: 0

Уточнение

Во избежание появления впечатления (эк загнул) о том, что мне просто нравится ругать тов. Лебедева и его студию, ответственно заявляю: мне необыкновенно приятно видеть, что люди целенаправленно работают с композицией. Композиционные решения большинства их последних сайтов выше всяких похвал. Т.е. остальные отечественные уеб-дизайнеры просто сосут хуй.

Надо будет поступить со студией по-дизайнерски, а именно заняться плагиатом и всё украсть.

13.11.03 | Комментариев: 0

Поэзия и правда

Студия Лебедева гордится перерисовкой предметов с целью их украсивления. Безусловно, технически это почти шедевры (можно и без почти).

Проблема в том, что на оригинал не похоже. Как-то, на мой взгляд, безнравственно так делать.

13.11.03 | Комментариев: 0

Алексанр Лапин. Фотография как

photography_as.gifКнига Алексанра Лапина Фотография как является, возможно, лучшей книгой по графическому дизайну, выходившей на русском языке за последние лет десять — и при этом книга-то о фотографии, т.е. полезное дается дизайнеру в нагрузку (я недостаточно компетентен, чтобы оценивать фотографическую составляющую, но, похоже, она совершенно великолепна).

Ценность книги в том, что она почти исключительно посвящена проблемам композиции, а эта тема настолько сложна, что, помимо критики, по ней ничего, собственно, и нету. Т.е. долгой рецензии не получится — альтернативы книге Лапина нету. Тем более удивительно, что автор, имея право сачковать (все равно монополия) не только не воспользовался своим правом, но и написал прекрасный, умный и легко читающийся текст.

Просто удивительно, какая хорошая книга.

09.09.03 | Комментариев: 5

Опять Лондонская подземка

Карта метро города Лондона нередко появляется в блогах тонко чуйствующих дизайнеров. А вот еще одна ссылка — как реальность сопрягается со схемой на самом деле. Просто и наглядно.

30.08.03 | Комментариев: 4

Битва титанов

Очень смешная игрушка — специально для дизайнеров.

22.07.03 | Комментариев: 1

Быстрый и грязный

Окончательно уверился в том, что мне больше всего нравится дизайн быстрый, т.е. качество дизайна для меня есть производная от скорости его создания и эффективности.

Т.е. артефакт, потребовавший более трех часов работы (не технической, в зависимости от размера артефакта технической работы может быть довольно много) для своего создания, мне кажется каким-то малоинтересным.

Я сознаю, что если заложить время на полировку дизайна (тенюшечки etc.), результат будет лучше. Но менее интересным и приносящим мне меньше удовольствия. Грубо говоря вот ничего не было, а вдруг все и появилось.

Первая мысль — лучшая мысль, короче. Обычно.

11.06.03 | Комментариев: 0

Траян

Пребывая в печали, прочел до конца комментарии о шрифтах с засечками на Регистре тов. Смирнова. Просто песня. Всё-таки, дизайну нужно учиться. Или, по крайней мере, очень любить свое дело и читать всё, что попадется под руку по профилю.

1. Правило дурака — Люди быстрее всего читают то, что читают больше всего. Заставь прочесть толстую книгу, набранную Жихаревской — научатся быстро читать Жихаревскую. То же с Курьером, Таймсом, Бетиной, Джорджией и так далее.

2. Все (или почти все) современные шрифты с засечками происходят от римской архитектурной капители. Надписи на зданиях, короче. При ручном письме засечки практически не появляются (особенно если писать быстро), а вот при долблении надписи резцом концы линий получаются грязными. Нужно повернуть резец и пару раз по нему стукнуть — конец линии становится ровным, но получается засечка. Ярчайшим и прекраснейшим представителем таких римских надписей является колонна Траяна. Это, если разобраться, один из самых важных памятников искусства человечества. Учитывая роль письма, не вижу ни одного памятника, который я бы ценил больше (когда-нибудь я эту колонну куплю и увезу себе на дачу). Не смог найти фотографии надписи, вот шрифт, срисованный с неё.

Хочу заметить, что обойдя пару-тройку букинистов, с почти стопроцентной вероятностью можно купить какую-нибудь старую советскую книгу по истории шрифтов и каллиграфии. Их было полно. Не читать их — стыдно.

20.05.03 | Комментариев: 2

На холмах Грузии лежит ночная мгла

Товарищи читатели! Предлагаю вам участие в уникальном эксперименте, который принесет (или не принесет) вам миллиарды долларов не вставая с дивана (так, не вставая с дивана, и принесет (или не принесет)).

georgia.gif

Свежо питание, да серится с трудом

Вы видите две строки текста. Одна из них читабельна в любом случае, потому как картинка. Вторая набрана шнифтом Georgia. Так вот, если вы видите одинаковые строки, не сочтите за труд написать в комментариях к этой заметке слово Да. Если шрифт один и тот же, но вторая фраза набрана гречкой, т.е. у вас установлен шнифт без кириллицы, не сочтите за труд написать в комментариях Бля, кириллицы нет. Если шрифты разные, не сочтите за труд написать в комментариях Бля, Грузии нет.

Результаты эксперимента, модно обработанные SPSS, скажут нам, есть ли в жизни счастье и можно ли забыть о Новой Антиквенной Новостной гарнитуре как о страшном сне с голыми бабами.

Обновление: эксперимент окончен, все ушли менять Таймс на Джорджию. Писать в комментариях больше не нужно. Результаты опороса показывают, что нелокализованного шрифта Georgia ни у кого больше не осталось, более того, этот шрифт есть практически у каждого (что менее важно, поскольку если шрифта нет, подставится другой, а если есть нелокализованный, подставится гречка). Ещё год назад ситуация не была такой радужной. Это, граждане, просто прелесть что такое. Теперь Грузию можно использовать совершенно без раздумий. Хотя Таймс, если больше 24 пунктов, всё равно лучше. Зато в Джорджии цифры минускульные.

17.05.03 | Комментариев: 39

Бремя белого человека

Родственники прислали из Америки ботинки (спасибо им за это большое, ибо на мой размер ноги трудно найти что-то приличное в нашей феодальной стране). Ботинки мощны. Ровный желтый цвет, невъебический размер (по ширине они примерно равны моей грудной клетке; даже в сканер не влезают) и скругленная форма делают из них просто-таки экспонаты музейного уровня.

Сканнерная фотография не передает, пожалуй, их величия. Скажу так: это не ботинки. Это — Ботинки. Это желтое бремя белого человека. Величие римской империи. Монумент. Но с собственной индивидуальностью.

Как бы вы себя почувствовали, если бы у вас дома поселились Ботинки? Вот и я так cебя чувствую.

12.05.03 | Комментариев: 1

Упаковка губной помады

Катя купила губную помаду, удивившую меня чудным дизайном упаковки:

lipstick.jpg

Всего три детали (назначение металлической таблетки в задней части для меня загадочно), никакой мороки с кручением. Пальцем двигаешь находящийся на ленте ползунок, лента сдвигается, открывая отверстие для помады и одновременно выдвигает саму помаду.

По-моему, прелесть что такое. Поляки, между прочим.

11.05.03 | Комментариев: 6

“Искусство веб-дизайна”

Издательство Питер выпустило довольно старую книгу Джеффри Вина The Art and Science of Web design, переведя название как Самоучитель: Искусство web-дизайна (уроды), приделав свою совершенно ничтожную обложку (урроды) и напечатав книгу на плохой бумаге, но с неплохой редактурой. Я купил её для коллекции за 121 рубль (удивительно, что несмотря на 2003 год выхода, на Озоне книга продается с большой скидкой, похоже, что хорошие книги отечественным дизайнерам не нужны), пролистал — хорошая книжка, может и я что-то в ней почерпну.

06.05.03 | Комментариев: 2

Экран и бумага

Данных недостаточно для уверенности, но, похоже, дизайнеру из полиграфии труднее перейти в веб, чем веб-дизайнеру на бумагу (без учета наработки технических навыков, речь только о творческой составляющей). На бумаге многое нельзя, когда внезапно (после перехода), дизайнер обнаруживает обилие возможностей, он сильно дуреет. Синдром неофита, так сказать. Анимация, черный или яркий фон, тенюшечки — все из этой области.

А обратно — ну, пропорции поменялись, ну, скроллинга нет, ну и что с того?

05.05.03 | Комментариев: 2

Шкалы дизайна

1. Технологичность

Поскольку дизайн всегда ориентирован на производство, технологичность (простота и дешевизна создания) крайне важна. Стул может быть каким угодно, но если его себестоимость невысока, прибыль будет выше. Пример из веба — голый HTML, как правило, наиболее технологичен, HTML с графикой менее технологичен, Flash и DHTML технологичны в минимальной степени (обратите внимание, что здесь все зависит от имеющихся инструментов).

2. Новаторство

Чем новее идеи, легшие в основу дизайна, тем автоматом лучше, будь-то идеи формообразования или функции. Самая проблематичная шкала, поскольку дизайн, к большому сожалению, весь живет на плагиате, кроме того, степень новаторства в формообразовании очень трудно оценить (стульев было выпущено столько, что определить плагиат решительно невозможно).

3. Эстетическая полнота

В комментариях не нуждается. Большинство артефактов дизайна оценивается их автором только по этой шкале.

4. Социальная востребованность

Любой предмет дизайна в идеале должен быть социально востребован. Под востребованностью подразумевается, во-первых, сама возможность либо использования этого артефакта (полезность), либо “жизнь” с ним (если артефакт нефункционален), а во-вторых, наличие (пусть и небольшой) группы потребителей дизайна, мир для которых становится лучше с появлением артефакта. Стул, на котором неудобно сидеть, имеет нижайшее значение по этой шкале. Кроме того, стулья вообще-то не появляются сами по себе, они появляются в ответ на обнаруженные задачи в реальном мире, так, в начале пятидесятых годов прошлого века массовое повышение арендной платы стимулировало создание офисных стульев, которые можно хранить, складывая в стопы, и мебели, при минимуме размеров обеспечивающей максимальную функциональность.

5. Раскрытие темы, материала и коммуникационность вообще

Слово анимация, теоретически, обозначает оживление, очень жаль, что это слово никогда не употребляется по отношению к артефактам дизайна. Артефакт изначально мертв и дело дизайнера выявить в нем жизнь. Артефакт может многое сказать потребителю. Сообщение, грубо говоря, должно быть передано (а Карфаген — разрушен). Частный случай — аффорданс.

6. Экологичность и конформность

“Любой цвет, пока он черен”, говорил Форд об автомобилях. При всей радикальности этого высказывания, оно свидетельствует об зачатках экологического мышления. Черный цвет экологичен (как и белый и вообще все ненасыщенные цвета) — не режет глаз. Но экология не ограничивается цветом (я не буду здесь ругать ПЭТ). Главный принцип экологичного дизайна — любой его конкретный потребитель должен иметь возможность в любой момент отказаться от избыточного (или избыточного не должно быть вообще).

Порядок перечисления шкал не важен — шкалы совершенно равноправны (иначе это не шкалы).

Вероятно, любой дизайн можно признать хорошим, если он хорош по трем шкалам (если по большему числу шкал — очень хорошим). А вы знаете ещё шкалы? Что важно в дизайне лично для вас?

18.04.03 | Комментариев: 5

Титры в Catch me if you can

Титры в Catch me if you can совершенно блестящие. Сюжет скучноват, правда, но графическое решение великолепно, только в конце начинаются перебои. Фильм тоже неплох, но титры…

См. также: раз, два.

08.04.03 | Комментариев: 1

Нильсен и Гото

Купил две книги: Якоб Нильсен и Мари Тахир “Дизайн веб-страниц” (совершенно убого переведено название “Homepage usability”) и Келли Гото и Эмили Коттлер “Веб редизайн”. Ничего особо нового не обнаружил, но отрецензировать захотелось.

1. Якоб Нильсен и Мари Тахир “Дизайн веб-страниц”. Книга оригинальной формы — авторы скупо хвалят и щедро ругают титульные страницы пятидесяти неспециализированных сайтов. Полезно (наверное), чтобы не повторять чужих ошибок. С другой стороны, ругань и похвалы сугубо субъективны, поскольку основаны только и исключительно на опыте авторов. Опыт есть. Но есть и опасность похвалить или обругать зазря.

Перевод и полиграфия русского издания ужасны. Ужасен и сам Нильсен, представляющий собой тип революционера-идеалиста (думает только об идее, так что не понимает ничего, к идее не относящегося — “Птички поют? Ну, наверно, это хорошо. Наверно насекомых нынче много, вот они сыты и радуются. Вот осенью всех птичек переловим и суп сварим. Пролетариат будет сыт и тоже запоет.”). Как, скажите, понимать ремарки типа “По заголовкам разделов на домашней странице сложно распознать их тематику. Например, в каком разделе стоит искать постельные принадлежности? (Ответ: в разделе Sleepwear)”.

2. Келли Гото и Эмили Коттлер “Веб редизайн”. Прекрасная книга, хорошо и ясно описывающая методологию создания продающих (в широком смысле) сайтов. Этим все сказано.

Проблема в том, что не вполне понятно, кому это у нас нужно. Рынок такой малюсенький, что выезжать на продающих сайтах (не по обещаниям сейлов, а по реальной работе) никто особо не стремится. И пока рынок не увеличится, книга актуальной не станет (здесь я, в принципе, могу и ошибаться, поскольку за рынком уже года два не слежу).

Полиграфия, между прочим, погаже, чем в Раскине. Но гораздо лучше, чем у Нильсена с Тахир. В руках держать не противно.

05.04.03 | Комментариев: 2

Ещё о доверии

How Do People Evaluate a Web Site’s Credibility?

17.03.03 | Комментариев: 0

Истоки российского веб-дизайна

Никак не мог понять, почему отечественный веб-дизайн столь преисполнен векторов и пиктограмм, при этом неплохо обстоят дела также и с колористикой. А вот композиция, как правило, хромает по самое нехочу.

Средняя жена дала, сама не заметив как, ответ. В выселенной на снос пятиэтажке она нашла грамоту, которую давали детям при поступлении в пионеры. Теперь все понятно!

Примечания: во-первых, картинку можно открыть увеличенной (она большая, правда), во-вторых, белое облако справа сверху произошло от того, что предыдущий владелец раритета налил на него растворителя, который вымыл оранжевую краску.

11.03.03 | Комментариев: 1

Ещё “экранная типографика”

Верстаю в HTML книгу. Для эксперимента сделал пару замен в Ворде, где готовил текст, с целью украсивления набора. Сделал-то всего ничего: однобуквенные слова (и, к, о, с и т.д.) привязал к последующим, что гораздо меньше, чем делают расплодившиеся скрипты неофитов. Результаты не замедлили сказаться: объем исходников вырос совершенно нечеловечески, а длительность парсинга текста эксплорером стала такова, что исходник в 45 кБ парсится минимум две с половиной секунды (пенять на дохлость моего компьютера совершенно незачем, он быстрый; данные оценочные, как честный человек я выбрал минимальное возможное значение). Две с половиной секунды это дохуя, если сидишь и тупо ждешь, пока страница отрисуется. В книге 600 кБ текста, это значит, что внимательный (а нам другие не нужны) читатель потратит во время чтения минимум полминуты зазря (я ещё не учитывал возросшее время загрузки страницы).

Гадость в том, что эти неразрывные пробелы я уже не могу заменить на обычные, поскольку вручную расставил неразрывники во множестве сложных случаев.

В жопу такую экранную типографику. Угадаете, чью?

06.03.03 | Комментариев: 4

Вечно свежий дизайн

Большая обложка.

05.03.03 | Комментариев: 1

Оргия Тимуровцев

Набрел на прекрасный сайт (жаль, с гнусной навигацией), наполненный плакатами, совмещающими в себе соцреализм в его лучшем проявлении и граффити тоже в лучшем проявлении. Получается нечто вроде продукта цивилизации детей из Повелителя Мух. Например:

doping.jpg

По-моему, здорово.

25.02.03 | Комментариев: 2

Два в кубике

1. Видел когда-то книгу по архитектуре под названием Мысль, заключённая в камне. А сейчас подумал, что мои прототипы это именно Мысль, заключённая в Визио.

2. Одновременно разворачиваются две познавательные дизайнерские дискуссии. Одна на ру_дизайн, посвященная возможности женского дизайна, познавательна двумя вещами: во-первых, дискутирующие, как правило, просто не знают никаких имен, кроме Карсона (который живет на крыше), соответственно не знают и никаких женских имен (что свидетельствует о вопиющем невежестве дискутирующих), во-вторых, в их маленькие головы просто не проходит мысль о том, что дизайн графикой не исчерпывается, что есть, например, интерьеры, где женщин более половины (и это свидетельствует о том, что дискутирующие малограмотны). Моё собственное мнение: женщин и вправду немного в графике, что объясняется их большей честностью; да, конечно, дизайн есть творческая, интересная профессия, но тратить свою жизнь на рекламу пылесосов как-то стыдно (а вот предметникам лафа — они действительно улучшают дизайном пылесос, стало быть, улучшают и жизнь). Вторая дискуссия на форуме Юзабилити, посвящена она красоте интерфейсов. Все увлеченно спорят, и все отталкиваются от идеи о том, что интерфейс Windows — некрасивый (часть спорщиков особо оговаривает, что хоть некрасивый, да удобный). Познавательность этой дискуссии в том, что она неопровержимо доказывает принципиальное отсутствие красоты интерфейса вообще. Я-то помню, как в девяносто пятом году все восторгались красотой интерфейса; собирались вокруг редких компьютеров с установленной Windows 95 и, потрясенные, переговаривались вполголоса, как в музее. А сейчас все привыкли, вот красоту и не воспринимают. А ведь объективно красота никуда не делась. Правильно я писал в книге — не думайте вы о красоте, думайте об элегантности. И действительно, к элегантности невозможно привыкнуть. Она всегда внове.

21.02.03 | Комментариев: 2

Ода ксероксу

Если бы не появление веба, российского дизайна просто не было бы. Точка. Для дизайна, как и для любой другой творческой деятельности, нужна некая питательная среда, типа чашки Петри, где не только происходит обмен идеями, но и где эти идеи можно реализовать. В этом смысле до появления веба дизайна не было, были отдельные дизайнеры, сидевшие в своих норах и делавшие дизайн.

А вот у буржуев такая среда была и до веба. Во-первых, у них были и есть дизайнерские журналы. Во-вторых, у них были и есть выставки, предназначенные не столько для поиска клиентов, сколько для авторефлексии и общения (наш СД с этой миссией решительно не справляется, что становится решительно ясно при сравнении его с AIGA, например). Но кроме этого, у буржуев были ксероксы.

Нормальная ситуация - дизайнеру хочется сделать что-то для себя, а не для клиента. Для этого ему необходима некая среда, в которой это делание может жить. Полиграфия, телевизор и прочие среды при этом оказываются хоть и хорошими, но слишком дорогими - если вы не рассчитываете отбить вложенные деньги, потратить несколько тысяч долларов будет крайне тяжело. Есть ещё множество сред помимо - но они не тиражируемы, так что получится не дизайн, а искусство (это не есть плохо, но нужен-то дизайн).

Тут на сцену выходит ксерокс. Стоит гроши, готовить дизайн для него легко, тираж - сколько хочешь, столько и напечатаешь. Мечта, короче.

Хитрость, однако, в том, что ксерокс как среда имеет неизбежные средовые особенности - например, нехорошую передачу полутонов, грязность оттиска, отсутствие цвета (есть ксероксы без этих проблем, но они слишком дороги). Технически, это недостатки среды. С творческой, дизайнерской точки зрения - это особенности, а не недостатки. По-прежнему можно передать любое сообщение, просто передавать его надо иначе.

В советское время, однако, ксероксов фактически не было (государство контролировало все средства тиражирования и школьник, например, сделавший для интереса гелиограф, немедленно вылетал из пионеров, а к его родителям приходило ГБ). От этого мы потеряли возможность самой мысли о ксероксе, как о среде выражения идей. Например, мой знакомый, безусловно талантливый и мыслящий дизайнер Вован, задумав-таки сделать что-то свое, просто содрогался, когда я сказал ему о ксероксе (а Вован как раз хотел сделать что-то не в вебе).

Само по себе это не является проблемой. Проблема в том, что веб - всего лишь одна из возможных сред. Работая только в одной среде, мы теряем кругозор, мы начинаем оценивать весь дизайн только по метрикам этой среды. В результате весь отечественный граф. дизайн колористичен (в вебе это легко), прилизанный (в вебе это легко), гладенький (в вебе это легко), богатый полутонами (в вебе это легко). Однако эти свойства являются всего лишь возможными, а не обязательными.

Разумеется, многие это чувствуют. Revision, мекка отечественных альтернативщиков, всегда была переполнена дизайнами грязными и корявыми (в хорошем смысле). Но получается попросту глупо и пошло, потому что эстетика одной среды используется в совсем другой среде. Металл, окрашенный под дерево, смотрится глупо, в случае Revision все то же самое.

Хуже всего в этом то, что с каждым годом работы в одном вебе мы все больше теряем возможность вернуться назад и пойти каким-то другим путем. Уже выросло поколение дизайнеров, которые до конца жизни смогут делать и будут делать только гладкий, цветастый и прилизанный дизайн.

Так что, товарищи, все - в ксерокопировальные бюро!

07.02.03 | Комментариев: 0

Революция или полужизнь

Легко говорить, что российский дизайн пронизывает дух убожества. Несколько труднее говорить, что российский дизайн вот-вот затмит все остальные дизайны. Оба утверждения в целом правильны и как таковые не заслуживают особого интереса.

Гораздо интереснее другое утверждение - российский дизайн пронизывает буржуазность и деньголюбование. У нас в принципе не существует дизайнерских проектов, темой которых не являются либо деньги либо сам дизайн. Весь дизайн вышел из привозимых ещё советскими “выездными” журналов Вог, как русская литература - из Гоголевской шинели. Осюда глянцевость, сладость, прилизанность, нежелание ставить вопросы сложнее чем “где отдыхать в этом ноябре - Ницца и Анадырь?”, и вообще полная беспредметность эмоций.

Нормальный буржуазный дизайнер, прежде чем начнет заполнять мир одами шампуням и наручным часам, некоторое время поучится в колледже, где в пьяном и обкуренным виде будет ходить на демонстрации против чего угодно; между учебой и демонстрациями он порой будет проектировать воззвания и прокламации - это будет единственный момент в его жизни, когда он будет делать что-то, что затрагивает его лично. Отечественный дизайнер не имеет даже этого - он работает за бабки 100 процентов своего времени.

Результат - отечественный дизайн есть коллекция украшательств сущности, которая в принципе в украшательстве не нуждается. Обезьяна остается обезьяной, одень ты её в шмотки от Гуччи или оставь голой. Голая обезьяна в шмотках от Гуччи голой обезьяной остается по-прежнему.

Завтра продолжение - Ода Ксероксу.

06.02.03 | Комментариев: 0

Размер значения

size_grid.gif

Достославная Газета.ру (которую я все-таки читаю, несмотря на зарок) подкинула прекрасный пример неудачного информационного дизайна (при том, что Газета, по моему мнению, один из лучших по исполнению сайтов в рунете). Отчетливо видно, что нарушен важный закон - реальное значение элемента должно соответствовать важности этого элемента. Здесь же, чем меньше значение, тем насыщенней и весомей строка. Решение простое - увеличить ширину таблицы и выровнять цифры по правому краю. Или, более радикально, дополнить цифры графиком, что в данном случае гораздо лучше.

24.01.03 | Комментариев: 0

Безумная красота нахаляву

Основатель профессии Саул Вурман года два назад выступил редактором познавательной книги - Understanding USA. Крайне, крайне.

07.01.03 | Комментариев: 0

Lorem Ipsum

Почему у нас так любят в рыбы совать пресловутый Lorem ipsum dolor sit amet? Я вот всегда сую “Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих!…”.

И неплохо получается.

21.11.02 | Комментариев: 1

Это стоит запомнить

good_manners.gif

Купил за 10 рублей книжку “Это стоит запомнить”. Детгиз, 1961. Прекрасный клипарт.

19.11.02 | Комментариев: 0

Торжественная клятва

Я, нижеподписавшийся, будучи дизайнером, а не халтурщиком, торжественно клянусь, что никогда:

1. Не нарисую моделирующую пространство полоску, не испробовав, по крайней мере, трех способов смоделировать пространство без этой полоски.

2. Не буду делать симметричное решение, пока не сделаю три попытки добиться результата без симметрии.

3. Не буду стараться спасать скучную работу подложечками.

И пусть, если я нарушу свою клятву, меня по-французски поцелует товарищ Церетели, председатель Российского союза дизайнеров, после чего на мне сделают такую размывку по Гауссу, что меня вовсе не станет.

05.11.02 | Комментариев: 1

ИА и лабиринтология

Средняя жена (так называемая нежная гадюка Таня) в воскресенье купила, из непонятных мне соображений, книжку (не помню название) по лабиринтологии (54 год). Я раньше не слышал о такой науке, а поэтому сразу отнял у жены книжку в надежде узнать больше о применимости этой науки к ИА (навигация - тот же лабиринт).

Пролистывая книжку, я наткнулся на иллюстрацию с многообещающей подписью - “Специфическое изгибание хвоста крысы, подвергнутой кратковременному центрифугированию”.

Дальнейший поиск прекратил. Только центрифугирования нам и не хватало. Хотя, с другой стороны…

29.10.02 | Комментариев: 1

Истерия “экранной типографики”

В последнии месяцы в рунете просто истерия какая-то вокруг явления, именуемого “экранной типографикой”. Это просто хуйня, товарищи.

1. Терминология. В названии явления два элемента и две хуйни. Во-первых, ничего экранного тут нет: всё это давным давно было в обычной бумажной верстке (более того, с применимостью к экрану всё хуже, см. ниже). Во-вторых, типографикой здесь и не пахнет. Это, граждане, обычный набор. Человек, называющий набор “типографикой” не отличается от человека, называющего азот “нитрогениумом” и, как таковой, заслуживает наименования “мудак”.

2. Экран. Нет никаких свидетельств, что применение всех правил бумажного набора к экрану приводит к автоматическому улучшению читабельности. На мой взгляд, всё наоборот - концы строк, изменившиеся по сравнению с ожидаемыми, мешают чтению. Фактически, приведение набора на экране к бумажным стандартам есть улучшение начал строк в пику концам, которые ухудшаются. В бумажном наборе системы композинга текста (даже такие убогие, как в PM или Quark, не говоря уж про InDesign или TeX) решают задачу, грамотно растягивая строки так, чтобы концы стали по крайней мере неплохими - браузер же ничего подобного не умеет. Более того, получившийся код дольше загружается (процента на 4, что много), потому что его больше. Единственное правило, которое безусловно работает и на бумаге и на экране - дефисы в начале строки. Всё остальное по меньшей мере сомнительно в своем императивном проявлении. Разумеется, союз “в” в конце строки часто нужно прилеплять к следующему слову, но только тогда, когда этот союз бросается в глаза (что зависит от конкретного текста), т.е. всё равно нужна ручная работа.

Так что вся эта красивая автоматика, “работающая на жидком нитрогениуме”, есть - увы - ерунда и пиздеж. Придумали её малограмотные люди, никогда не работавшие с бумагой полноценно.

19.10.02 | Комментариев: 0

Скачок эволюции

Как знают многие мои приближенные :), я до сих пор пользовался программой Photoshop 4, поскольку все последующие её версии обладают большим или меньшим набором недостатков. У использования версии четыре, впрочем, со временем тоже накопилось много подводных камней - патч до версии, корректно работающей с современными процессорами (часто виснет на обычном Blur) на современные компьютеры уже не ставится (для этого нужно иметь в системе жесткий диск меньше гигабайта), плюс огорчает тот факт, что Windows ME есть последняя ОС, на которой он вообще может работать (XP не поставишь). Плюс, конечно, некоторая зависть брала в отношении некоторых возможностей, которые таки появлялись в более новых версиях. Например, возможность грамотнее рендерить текст.

На новые же версии Photoshop переходить не хотелось, поскольку: (а) низкая скорость работы, (б) невозможность нажимать на функциональные клавиши при русском регистре (при этом Photoshop часто переключается на русский регистр самопроизвольно; интересно также то, что я не видел никого, кто бы на это активно жаловался, похоже, я в России единственный, кто работает с Photoshop профессионально, т.е. на скорость), (с) интерфейс, в результате роста числа функций, потерял элегантность и простоту.

При этом версии 5 мне не нравились пассивно, а шестая - активно (не дело, когда продукт работает как черепаха). При этом, как уже сказано выше, кое-что таки нравилось.

Теперь появилась версия семь; вести о её появлении я слушал краем уха, ожидая очередного дерьма. Потом мне сказали, что версия 7 работает гораздо быстрее шестой - я поверил в это сразу и безоговорочно, поскольку знал, что резервов повышения производительности там море.

Поставил - и, вы знаете, понравилось. Конечно, много дерьма осталось. Четвертый Photoshop загружается на моем компьютере за полторы секунды, а седьмой - за половину минуты (достаточно, чтобы вдохновение пропало). Перспектива лезть в настроечные файлы, чтобы Photoshop научился работать с русским языком раздражает безмерно (тем паче, что проблема русского регистра никуда не делась). Красивенькая палитра (а) раздражает (я пользуюсь Photoshop не для того, чтобы получать удовольствие - я в нем работаю) и (б) плохо читается. Невозможно переключиться между режимами - чаще всего возможности для веба мне не нужны, а отключить их показ нельзя - и visa versa.

Но в принципе - хорошо. Вот только похоже, что ничего нужного - кроме скорости - в седьмой версии нет. Всё было и в шестой.

05.10.02 | Комментариев: 0

Доверие

Полезный текст о доверии к сайту.

http://www.webcredibility.org/guidelines/index.html

01.10.02 | Комментариев: 0

Написание?

Как вам такое написание названия ВИА Подараки?

plogo.gif

К который раз убеждаюсь, что если бы автотрассировки в её теперешнем состоянии не было бы, её следовало бы придумать.

30.09.02 | Комментариев: 0

Объекты желания

Месяц назад купил в Английской книге в Камергерском прекрасную книгу: Объекты желания (Objects of Desire: Design and Society Since 1750, Adrian Forty, Thames & Hudson, 1992). История дизайна (в основном промдизайна), рассказанная марксистом. Убедительно доказывается, что все остальные книги по истории дизайна врут в отношении подхода к процессу. После прочтения я стал понимать дизайн гораздо лучше. Оказалось, что в форме сидит гораздо больше функции, чем я думал.

Самое интересное, что эта книга, несмотря на её явную интересность и пять звезд на амазоне (и наличие репринта, кстати сказать), лежала в магазине невесть сколько и успела дважды подвергнуться уценке. Если бы не я, так бы и лежала на полке.

Это заставило меня призадуматься. Анализ содержимого полки с уцененными книгами показал, что хорошие книги никому у нас не нужны, а вот говно для плагиата разбирается на ура.

19.09.02 | Комментариев: 3

ГАЙН

Вышел второй номер AIGA GAIN. Интересное использование Флаша - вместо того, чтобы делать зону и разрешать в ней зум при изменении размера браузера, сделана гигантская зона и никакого зума. Я всё ждал, когда это произойдет.

17.09.02 | Комментариев: 0

Беррокаль

Наиболее интересным скульптором для меня уже лет десять является Мигель Беррокаль, автор множества разборных скульптур, соединяющих в себе визуальную привлекательность, множество тактильных ощущений при разборке и сборке и интеллектуальный запал (хрена с два поймешь, как именно их разобрать и тем более собрать).

berrocal.gif


См. раз, два.

21.08.02 | Комментариев: 0

Тайна двух океанов

Больше всего меня удивляет в интернете количество прекрасных дизайнов. Почти всегда, впрочем, это оказываются, мягко говоря, некоммерческие проекты. Ещё раз впрочем - это только подтверждает мой тезис о требованиях.

06.08.02 | Комментариев: 0

Соцреализм

Наконец-то я натнулся на внятное определение соц. реализма (формулу Войновича восхваление начальства понятным ему языком я не засчитываю в связи с расплывчатостью). Как это ни странно, определил СР не деятель искусства, а всесоюзный староста М.И. Калинин на собрании, наоборот, работников искусства г. Москвы, произошедшим 9 января 1939 года. Цитирую:

…При этом, когда вы правдиво “пишете жизнь”, надо выявлять не только те черты, которые каждому бросаются в глаза, но и те черты, которые обыкновенному взгляду трудно заметить. Предположим, что ваш персонаж — корявый. Рисуйте, что он – корявый. Но оттеняйте и внутренние черты, которые не столь заметны, но типичны для наших людей. Например, любовь к родине.

06.08.02 | Комментариев: 1

Главное умение сайтовладельца

Заключается в том, чтобы резать, править и удалять устаревшие материалы. Я понимаю, что это сложно и обидно (я его полдня писал, а теперь в помойку), но иначе нельзя. Например, на ДДД сейчас около 45 статей, если бы не удалял, было бы 80. В блоге сейчас 174 записи, ещё полчаса назад было 200. Материалов вне ДДД и блога удалил без счета - например, теперь уже никто и не помнит, что я когда-то создал довольно крупный сайт (по тем временам - крупнейший) с “лириксами” ирландских песен. Потом это стало неактуально и я его прибил.

05.08.02 | Комментариев: 0

Типические проблемы отечественного графического дизайна

Недавно мне пришлось прочесть небольшую лекцию про дизайн; во время подготовки лекции мне пришлось продумать и артикулировать некоторые вещи, которые раньше продумывать не было времени. Результат перед вами.

1. Шрифты

Неважно, какие шрифты вы используете. Я не исключаю возможности ситуаций, когда уместны даже гарнитуры Жихаревская, Парсек и АдверГотик. Просто не сжимайте и не растягивайте их больше, чем на 8 процентов.

Другой аспект. Большинство дизайнеров (не все) проходят примерно одинаковый процесс эволюции: сначала БетинаСкрипт, потом Футура, потом Прагматика, потом ФранклинГотик, потом что-нибудь скромное и с засечками. Может быть, попробуете сразу использовать НьюБаскервиль?

2. Гармония

Давным давно замечено (не мной), что чем больше закономерностей в работе, тем более гармоническое впечататление она производит. Под закономерностями я понимаю совпадение размеров и координат объектов: например, если между двумя объектами расстояние А, разумно сделать расстояние между другими объектами, например, 2А. Отечественный дизайн, напротив, демонстрирует полное пренебрежение к таким закономерностям.

3. Драматизм или

Чтобы ни делал дизайнер, он стремится (пусть и подсознательно) к достижению Великой Гармонии. Поэтому он подсознательно выбирает форматы и пропорции, близкие к корню из двух, золотому сечению и к оптической оси. Проблема в том, что они именно близкие, т.е. ни туда и не сюда.

Это глубоко неправильно. В зависимости от типа работы, дизайнер должен (совершенно сознательно) либо стремиться к взвешенности, используя известные ему волшебные и стандартные числа (без погрешностей), либо же ломать ожидания потребителя, достигая большего драматизма.

4. Меньше

Характерной чертой отечественного дизайнера является незнание простого закона “меньше - значит больше”. Когда отечественный дизайнер не вполне удовлетворен своей работой, он пытается к ней что-нибудь добавить, не задаваясь вопросом, можно ли что-нибудь убрать. Такая ситуация приводит к убожеству, о чем я уже писал.

06.06.02 | Комментариев: 0

 

 
 
 
 
 
 
 

По темам:

Movable Type

А вы знаете, что

Велосипед

Декларации

Дизайн

Дневник наблюдений

Есть идея!

Жаль выкидывать

Идиоты первыми

Интерфейс

Интерфейс — делаю так

Интерфейс — документации

Интерфейс — казусы

Интерфейс — плохой

Интерфейс — спросите доктора Акопяна

Интерфейс — терминология

Интерфейс — хороший

Личное

Музыка

Названия

Объекты реальности

Поисковые запросы

Размышления

СУКи

Спонтанный русский язык

Ссылки

Типа девушки

Цитаты

Это Россия, сынок

Это случилось со мной

 
 

Вы будете смеяться, но всё, что есть на этом сайте (если не указано обратное) создано Владом В. Головачом, простым ховринским либертеном, и этот либертен страшно не любит, когда у него воруют интил­лик­дуаль­ную соб­ствен­ность; не воруйте её и Влад В. Головач будет вас любить и (если вы не мальчик) даже поцелует.