Брызги сознания

 

Тема: Интерфейс — плохой

Недостающие пиксели

В Мазиле (как минимум в Firefox) есть две дурацкие интерфейсные ошибки; страдают от них преимущественно почтовые системы с веб-интерфейсом, в моем случае, Gmail.

Ошибка обработки многострочных полей ввода в Мазиле

Проблема Gmail сравнительно проста. Мышиный клик в области многострочного поля ввода, которая в этом скриншоте отмечена желтым, устанавливает фокус ввода не в начало строки, соотвествующей месту клика, а в конец содержимого поля.

Ошибка эта происходит из-за того, что гуглевцы попытались исправить другую ошибку Мазилы: в стандартном виде мазиловского поля ввода этот левый отступ совсем отсутствует, в принципе не позволяя полноценно позиционировать мышью фокус в начало строки; в IE отступ побольше, но не сильно (язвительно замечу — побольше, поскольку не open source).

И то и другое малоприемлемо, поэтому гуглевцы стандартное поле увеличили, честь им и хвала. Вот только не обнаружили проблемы с отступами; вероятно, тестировали интерфейс в IE, где её нету.

В стандартном, не облагороженном CSS, виде многострочного поля ошибку с отступом обнаружить весьма затруднительно — этот отступ в Мазиле равен одному пикселю, так что вероятность попасть туда курсором невелика.

Итого в Мазиле две взаимосвязанные ошибки: для исправления первой нужно увеличить стандартный отступ в многострочных полях пикселей эдак на пять, немедленно проявивится вторая ошибка, для её исправления нужно изменить поведение контрола.

Гуглевцам нужно ждать и надеяться, согласно заветам аббата Фариа и графа Монте-Кристо (которым, впрочем, в отличие от гуглевцев, некуда было слать багрепорты).

Морали две. Во-первых, связываться с писанием собственных контролов себе дороже. Во-вторых, Мазиле есть куда расти. Как и Gmail, впрочем.

15.08.04 | Комментариев: 1

И еще про автобусы и турникеты

Над задними дверьми автобусов с турникетами есть кнопки, нажатие которых нужно, дабы выйти. Две их особенности:

1. Черная кнопка на черном фоне — это стильно и изящно. Правда, пришлось рисовать большую красную стрелку рядом с кнопкой.

2. Рядом с кнопками развешаны наклейки с текстом

При выходе
нажать на кнопку
“Связь с водителем”
заранее

Прекрасный образец краткого лирического стихотворения. Но есть нюансы. Во-первых, таки при выходе или таки заранее? Во-вторых, зачем так много текста? На самом деле достаточно написать

ВЫХОД
Нажми заранее

А вообще я понял, зачем нужны эти турникеты. Чтобы пересадить людей на маршрутки, которые, небось, принадлежат — как обычно — супруге Пихайловича.

22.03.04 | Комментариев: 0

Как не надо делать формы

Благодаря Алексею Копылову увидел интерфейсную форму, заслуживающую, на мой взгляд, помещения в анналы. Чтобы полноценно воспринимать дальнейшие рассуждения, рекомендую открыть эту форму в новом окне и время от времени с ней сверяться (на всякий случай сохраняю её у себя; экраны формы разделены красной чертой).

1. В начале формы есть подпись Интернет-канал СТРИМ устанавливается только в квартиры жилого сектора г.Москвы или Зеленограда. От неё можно было бы безболезненно отказаться, переместив выбор города на первую форму и заменив поле ввода названия города (sic!) на радиокнопки. Я уж не говорю о том, что квартиры жилого сектора — это жилые квартиры.

2. В начале формы подпись Ошибочные данные приведут к отрицательному результату проверки. Мало того, что фраза излишняя, так ещё и ложная. Что будет, если пользователь введет не тот номер телефона?

2. Первое поле формы Телефон * (соблюдайте формат). Вы не поверите, но если не ввести тире, при сохранении формы выскочит ошибка. Нужно заменить поле ввода на два — Индекс (введя туда по умолчанию 095) и Телефон. Все не цифры при записи в базу нужно просто выкидывать.

3. Первое поле ввода продолжения формы снабжено подписью Ф.И.О. абонента линии. Слово линии избыточно.

4. Поле Город — см. выше.

5. Поле Название улицы — избыточность в подписи, достаточно просто написать Улица.

6. Все, какие можно, поля контактной информации нужно просто подставлять автоматически из уже введенных данных (почти всегда они будут совпадать), оставив, разумеется, возможность их изменения. Скрипт простенький.

09.02.04 | Комментариев: 0

Занимательная арифметика турникетов (продолжение)

В заметке Занимательная арифметика турникетов уже я писал о том, что турникеты в автобусах — давайте, наконец-то, говорить искренне — говно. С тех пор свои наблюдения я подтвердил эмпирически. Дырка для засовывания билета устроена таким образом, что билет засовывается внутрь слепой (без картинки) стороной вверх. Что из этого следует:

1. Впервые используя турникет, пассажир неизбежно допустит ошибку. Около трети (моя оценка, ни на чем не основано) пассажиров будут ошибаться неоднократно, пока не запомнят, что билет надо засовывать противоестественным образом.

2. Поскольку стрелки не видно, все пассажиры столь же неизбежно время от времени будут ошибаться и засовывать билет задом наперед.

15.01.04 | Комментариев: 0

Размер

Минут двадцать сегодня наблюдал, как кассирша в метро продает билеты. Интерфейс там можно улучшить.

1. Количество операций невелико. Культурнее всего было бы снабдить операторов специализированными клавиатурами с немногими большими клавишами. Это не было сделано, и я прекрасно понимаю, почему: дорого. Но почему бы не сделать так, что одно действие могло вызываться нажатием любой кнопки из списка? Сейчас посреди клавиатуры активен только ряд клавиш, а так были бы задействованы все клавиши — при этом целиться в нужную клавишу пришлось бы меньше. Легче попасть в одну клавишу из четырех.

2. Операторы сидят перед модными ЖК экранами, которые работают в модном текстовом режиме (DOS не виснет и не имеет проблем с реальным временем). В результате в любой момент задействовано очень мало пикселей — сумма принятых денег, к примеру, занимает всего четверть процента пространства экрана. Тупое решение — увеличить выводимые цифры — практически невозможно в текстовом режиме (в чем и гнездится его основная слабость). Решение единственно возможное - помимо цифр выводить крупно мозаику, соответствующую введенным числам. Рано или поздно (учитывая загрузку операторов, скорее рано) кассиры начнут связывать мозаику с цифрами (целенаправленное обучение здесь необязательно), что резко улучшит обратную связь, что не менее резко уменьшит количество ошибок ввода.

19.12.03 | Комментариев: 0

Ссылки в InDesign

По загадочной и совершенно непонятной мне причине гиперссылки выставляются в InDesign своеобразным способом: есть палитра ссылок, в которой перечислены все установленные в документе ссылки, вместо панели, в которой перечислены все места, куда ссылку можно поставить. Т.е. ссылка — это не стиль, который можно использовать многократно.

Стили ссылок, впрочем, там тоже есть, но они скрыты настолько, что применять их по назначению нельзя, можно только ссылаться на стиль.

Ручаюсь, что вы ничего из этого не поняли. Я не понимаю с такой же силой.

04.12.03 | Комментариев: 0

QuarkXPress

Катя мучается с Кварком и порой просит меня помочь. Я гляжу и обалдеваю. В Кварке я уже несколько лет не работал, так что впечатления свежие — я знаю, как должно работать и вижу, как это работает сейчас.

Программа с таким интерфейсом и такой говенной справочной системой долго не проживет. Это раньше был только PM, с интерфейсом хоть и лучше, но без автоматизации верстки. Сейчас же есть InDesign.

Говно этот ваш Кварк. В качестве основополагающего примера — у них сайт без www не открывается. В двадцать первом-то веке.

13.11.03 | Комментариев: 4

Тестирование

На вчерашнем семинаре Платон Днепровский выдал собравшимся весьма интересный доклад о житье-бытье отечественных внутрикомпанейных юзабелистах. Главное, оказалось, что никто из них свои интерфейсы не тестирует и не стыдится говорить об этом.

Я буквально охуел. Вот так (фотография Платона):

Я, охуевший на 11 семинаре росюзабелистов

Как видите, все радуются, веселятся, один я как Чебурашка на полюсе. А почему? Очень просто. Я убежден, что все, кто не тестирует:

  • непрофессионалы
  • шарлатаны
  • узурпаторы

Потому как без тестирования эффективный интерфейс не получить. Только интерфейс, кажущийся эффективным. Разница есть. Можете представить себе врача, к примеру, который лечит своих пациентов раздавая им таблетки, не интересуясь постановкой диагноза и не интересуясь пациентами, которым таблетки уже выданы? Я — могу. “У меня сегодня синее настроение, — говорит врач, — поэтому нынче только синие таблетки буду выдавать!” Мне такой врач очень не нравится. Юзабилисты нравятся ничуть не больше.


По многочисленным вопросам читателей — что это, дескать, за жёлтое? Это нимб, друзья.

31.10.03 | Комментариев: 7

Настройка сети

Настраивая сегодня сеть, обнаружил две любопытные интерфейсные проблемы.

1. В настройках моей WiFi точки доступа длина пароля должна быть кратной 64 байтам и задаваться в HEXе. Трудно придумать пароль, который легко запомнить, имея ограничением возможные в HEX символы. Похоже, что это как-то завязано на спецификации WiFi (не только в моей точке доступа так). Потом, похоже, инженеры одумались и ввели режим, при котором пароль-таки задается во всем диапазоне ASCII, но, поскольку он появился позже, он не является вариантом по умолчанию. Лично я обнаружил эту возможность, только введя пароль в HEXе, т.е. когда было уже в общем-то поздно.

2. Потратил полтора часа на настройку сети, не в первый раз забыв о злокозненном брандмауэре. Брандмауэр, вообще говоря, рапортует о попытках соединения снаружи, но они так часты, что все (и я в том числе) эти оповещения отключают, соответственно, брандмауэр молчал в тряпочку и не способствовал тому, чтоб я вспомнил о его существовании. Вообще-то это явная интерфейсная ошибка. Если бы брандмауэр молчал о попытках соединения от какого-нибудь eVIL_VitYa из другого города, но поднимал голос при обращениях от компьютеров с IP-адресами, близкими к адресу имеющемуся (которые обычно из той же сети), полтора часа я бы не потерял.

03.07.03 | Комментариев: 5

Блоги и календари

Крайне популярны в народе* блоги, навигация по которым производится через календарь (пример, ещё пример). Интересен этот календарь тем, что он блестяще иллюстрирует тезис о том, что люди типа “программисты” больше всего любят делать не то, что нужно, а то, что хочется**, а хочется им интеллектуальных достижений.

В данном случае календарь символизирует интеллектуальное достижение (пусть и небольшое), нужность же этого элемента управления ну очень сомнительна.

Виднейшие адепты буржуазной псевдонауки юзабилити (слово-то какое жыдовское) утверждают, что в интерфейсе актуально то, что соответствует потребностям пользователей, а то, что не соответствует, либо излишне, либо вредно (термин потребность надо понимать широко, шире, чем хочется). Какой же потребности соответствует календарь? Для этого нужно придумать максимально убедительные сценарии действий пользователей, при которых нужен этот самый календарь. Этих сценариев, кстати, не так уж много в случае блога, а именно одна штука:

  • пользователь хочет прочесть заметки за конкретную дату

Много ли таких пользователей? Думаю, что нет. Абсолютное большинство пользователей попадает в другие сценарии:

  • пользователь пришел в первый раз и хочет получить самое интересное здесь
  • пользователь постоянный и хочет получить то, что он ещё не получал раньше (заметки, появившиеся с момента его последнего посещения
  • пользователь, который ищет какую-либо информацию по интересующей его тематике, причем эта тематика уже общего массива тематик блога

Во всех этих случаях календарь никак пользователю не помогает. В первом случае нужно нечто вроде блоков самые популярные/самые комментируемые (см. пример намба ван). Во втором — лента последних заметок, возможно, ещё и ленты по датам (увлекаться ими не стоит, поскольку пользователи чаще всего не помнят, когда они были здесь в первый раз). В третьем — навигация по темам.

Таким образом, в первом примере календарь фактически не нужен. Думаю, что сейчас им пользуется примерно 20% посетителей, предполагаю, что если сделать более заметными ссылки вперед/назад сверху страницы (сейчас они неплохо спрятаны, даром что находятся сверху), процент пользующихся календарем ощутимо упадет (процентов до пяти; Дима, замерь, а?..).

Но гораздо интереснее пример намба ту, а именно свежеоткрывшийся сайт Ильи Бирмана. В нем есть только удовлетворение потрсти пользователей в поиске заметок за конкретную дату. Никаких других интерфейсных механизмов, кроме календаря, фактически нету (ссылки вперед/назад отсутствуют, Архив — это тот же календарь, только в профиль, ссылка на архивы по темам хитро спрятана и невнятно называется — нет, что бы по-русски, Архив по темам).

И что самое интересное, в самом календаре грубая интерфейсная ошибка, проистекающая, что нечасто случается, от графдизайна. Как вы думаете, что делают стрелки слева и справа календаря? Перемещают ли они вас на предыдущую дату или на предыдущий месяц?

blog_calc.gif

Правильный ответ — на месяц. Но по виду стрелки это прямо не следует, поскольку стрелка имеет тот же размер, что и даты в календаре. Вот если бы стрелка была больше, например, такой:

blog_calc_2.gif

…всё стало бы сразу понятно.

Но об этом нам остаётся только мечтать.

* Среди писателей, не обязательно среди читателей.

** Это любят решительно все люди, но программисты редко способны обуздать свою любовь.

15.06.03 | Комментариев: 12

Метрики

Недавняя заметка про игры вызвала пять комментариев, причем несколько авторов (некто Kirill, Эргэл и scaffer), судя по их комментариям, не вполне понимают сложность проблемы (Kirill вообще, похоже, ни хуя не понимает).

Все они убеждены, что главным критерием качества интерфейса является малое время обучения (т.е. пресловутая интуитивность). Позвольте, товарищи, но это только одна метрика! А, к примеру, число ошибок пользователя куда девать в вашей системе координат? А неэффективность ввода/вывода и производная от неё низкая скорость взаимодействия?

Свой список метрик (измеряемых, а не абстрактных), я вам, конечно, не дам. Но сформировать его самостоятельно, крепко подумав — не такое уж трудное дело. И вообще, читайте классика, товарищи. Я вот перечитал недавно — и мне, в общем и целом, понравилось (хоть язык у классика и тяжеловат).


Обновление: две простые истории.

1. В Warcraft 3 есть место, где процесс замирает со словами Press any key to continue. Так вот, единственная кнопка, не являющаяся Any и, как таковая, не запускающая процесс — это Esc. Там это не правило, а смешная ошибка, между прочим. А вот в пятидесяти процентах игр заставку нельзя пропустить по Esc — и это уже тенденция.

2. Во всех играх первая кнопка игрового меню — New game. А не Continue game. Вам объяснить, чем это плохо или сами догадаетесь?


Обновление 2: Plintus отмазался. Вычеркиваем.

31.05.03 | Комментариев: 6

Игры

Месяца четыре назад в каком-то журнале увидел фразу о том, что, дескать, в компьютерных играх наиболее продвинутые интерфейсы. На самом деле интерфейс игр подобен евреям — мы знаем, что эти негодяи всех контролируют, но доказать ничего не можем и даже не можем привести в пример ни одного достоверного случая. Да, действительно, если уж пишешь интерфейс с нуля, у тебя больше шансов придумать что-то революционное, но это соображение слишком уж напоминает известную картину про миллион обезьян с печатающими машинками.

Но самое главное — какое нам дело до игр? Мне достаточно пары минут смотрения на интерфейс игры, чтобы определить, сделана ли она в Америке, в западной европе, в восточной европе или же в России. Всё видно по качеству интерфейса. А отечественный игровой интерфейс самый худший, настолько худший, что его в общем-то и нету. Уж не знаю, почему.

27.05.03 | Комментариев: 6

Величие Flash-интерфейса (продолжение)

Ругать Макромудию хочется по следующим причинам:

1. Ужасная длительность реакции системы. Даже на быстром канале их модные Flash-страницы загружаются очень долго. Кроме того, они так пока и не решили старую проблему: когда сам Flash-объект уже загрузился, а его контент ещё нет, нужно показывать пользователю, что оно все-таки работает, а не “висит” (по виду браузера невозможно догадаться, что он ещё что-то качает). Самые простые действия, вроде скроллинга, выполняются медленно.

2. Они написали собственные контролы, что всегда опасно. Сейчас эти контролы сырые. Так, всюду используется неприлично мелкий кегль без возможности его увеличить (не верю, что это не решаемо). Изобрели, в частности, собственный метод индикации обязательных полей (уж не знаю, зачем). Зачем-то ещё незаполненные поля выглядят заблокированными. Не думаю, что сырость надолго, они обязательно решат (когда-нибудь потом, в следующих версиях Flash) все основные проблемы, но ведь и новые создадут! В любом случае, сейчас их контролы хуже, чем в любой старой ОС хотя бы тем, что другие. Мимикрировать контролы ОС, судя по всему, по их мнению недостаточно креативно. Отмечу, впрочем, что есть и здравые идеи, так, маркировка некорректно заполненных полей мне очень нравится (рядом с полем вылезает ярлычок с пояснением; впрочем, у них этот метод используется не всегда, порой выскакивают убогие сообщения).

3. Болезнь роста. Изначально Flash была средством анимации, корни чего проявляются до сих пор. Одна анимация на странице — это хорошо. Две и более одинаковых — нехорошо. Когда они ещё и потребляют время, даже совсем мизерное (раз что-то раскрылось, два что-то раскрылось, три что-то раскрылось, четыре что-то раскрылось, пять что-то раскрылось) — уже плохо. Не всё, что можно делать, стоит делать. Иначе получится каша.

4. Не интерфейсная проблема. Дизайн, безусловно, стал хуже. Такой же как и других. Раньше было хоть что-то своё.

Все это и многое другое вы смело можете почувствовать на странице регистрации нового пользователя. Are you experienced in this electric ladyland?

24.03.03 | Комментариев: 3

Величие Flash-интерфейса

Macromedia переделала свой сайт, теперь весь интерфейс сайта сделан во Flash. Интерфейс получился говенным. Неужели это наше будущее?

20.03.03 | Комментариев: 5

Вглубь

Никто не отменял старый закон о том, что чем глубже (в меню, в диалоговых окнах) спрятана функциональность, тем меньше вероятность её обнаружения и использования.

Как глупо. Только что я нашел один маааленький чекбокс. Если бы я нашел его, ну, скажем, пять лет тому назад, я бы сэкономил к настоящему моменту дня три, не меньше.

22.01.03 | Комментариев: 0

Продолжение истории

Тов. Лебедев публично подписался в том, что они не просто делали дизайн телефонного аппарата, а делали дизайн интерфейса телефонного аппарата.

А теперь - фокус.

Посмотрите на конфигурацию кнопок работы с меню. Теперь поставьте пальцы на стрелки своей клавиатуры так, как они должны лежать на телефоне (указательный - на стрелку влево, безымянный - на стрелку вправо, средний попадает на стрелку вниз на клавиатуре, которая стрелка вверх на телефоне).

А теперь попробуйте нажать на то место, где у телефона кнопка стрелки вниз (у клавиатуры там пусто). Сделайте это раза два.

Ощущаете гармонию? Вот именно.

21.01.03 | Комментариев: 0

Зачем?

А зачем вообще нужна кнопка Стоп в программном проигрывателе видео либо музыки? В каком контексте она может понадобиться?

Не понимаю. По-моему, явный атавизм, потребляющий экранное пространство и увеличивающий вероятность человеческой ошибки.

15.10.02 | Комментариев: 0

Отцы и дети

На самом деле в том же Калининградском университете попытку организовать курсы для учителей предприняли, но она благополучно провалилась. Директор одного из лицеев Калининграда рассказала, что ее педагоги отказывались ходить на занятия, поскольку компьютерщики обращались с ними как с неразумными детьми. Сотрудники центра, когда обозреватель «Журнала» донес до них эту информацию, выразили крайнее удивление. Они пребывают в убеждении, что учителя остались довольны занятиями. Впрочем, толком объяснить, почему дело это не заладилось, компьютерщики не могут.

Это цитата из статьи Шаги филантропа в последнем номере ЕЖ. Всё как обычно.

11.09.02 | Комментариев: 0

Дефолт

Четыре раза пытался установить некую программу, но дальше первого экрана не проходил. Одумавшись, стал рефлексировать. Оказалось, что на первом же экране дефолтная кнопка не ОК, а Cancel.

Мелочь, а приятно.

Впоследствии оказалось, что в инсталляторе стоит дефолт только на тех кнопках, которые Cancel.

31.08.02 | Комментариев: 0

Глупейший интерфейс в моей жизни

В Аутлуке Ctrl-S - отправить письмо. А всюду - сохранить. Раз пять отправлял недописанные до конца письма, некоторые в их недописанном состоянии было отправлять неприлично. Отвратительно.

20.08.02 | Комментариев: 0

Новая мода

На сайте интернет-магазина 1click нет кнопки “Купить”.

Обновлено: есть кнопка. Маленькая, маленькая, серенькая, серенькая. К тому же не в стандартном месте страницы.

Обновлено ещё раз: кегель текста в форме заказов навевает мысли. Интересный бумажный атавизм: есть две коротенькие строчки ввода адреса; непонятно, почему было не сделать одно многострочное поле. Также очень импонирует два поля ввода графы Email. Ещё: в полях для ввода телефонов стоит отграничение на объем ввода. Ввести можно текста на примерно одну пятую поля.

Называется: решил тапки новые купить.

26.07.02 | Комментариев: 0

Приз! Приз! Приз!

Приз за самый ублюдский интерфейс, который я увидел в массовом продукте за последний отчетный год, заслуженно получает Webmoney Keeper. На это говно стоило посмотреть.

Я пока не добрался до сути (и нет уверенности, что доберусь, см. ниже), но вот то, что увидел пока:

1. В инсталляторе полно экранов на английском (я специально качал русскую версию). Венцом является фраза “Для окончания установки нажмите кнопку Finish”.

2. Как только эта хуйня запускается, становится видно, что внешний вид интерфейса они спиздили у Эппл, при этом спиздили по-глупому. Стандартные кнопки в углу окна, а именно Минимайз и Максимайз есть, но ничего не делают. Поскольку интерфейс спизжен без самих библиотек его отрисовки кнопки нормально не прожимаются.

3. Терминационные кнопки слева.

4. Закладки выглядят как кнопки.

4. Форма ввода личных данных снабжена чекбоксами (если это чекбоксы у Эпля) “не показывать эти данные другим пользователям”. Но обязательные поля никак не индицируются, в результате я последовательно увидел 4 сообщения об ошибке: “Поле Страна должно быть заполнено”, “Поле Город должно быть заполнено”, “Поле Телефон должно быть заполнено”, “Поле НЕ_ПОМНЮ_УЖЕ_ЧТО должно быть заполнено”. Заполнено чем?

5. Полно грамматических ошибок. “Окно всегда на верху”, “Помотреть всё”.

6. Часть чекбоксов служит индикаторами, т.е. жать на них бесполезно.

7. Отключить использование кожи невозможно.

Это только то, что бросилось в глаза за 5 минут. ПРИЗ: три волоска, заботливо срезанные с моей мошонки. Обращаться в редацию.

18.04.02 | Комментариев: 0

 

 
 
 
 
 
 
 

По темам:

Movable Type

А вы знаете, что

Велосипед

Декларации

Дизайн

Дневник наблюдений

Есть идея!

Жаль выкидывать

Идиоты первыми

Интерфейс

Интерфейс — делаю так

Интерфейс — документации

Интерфейс — казусы

Интерфейс — плохой

Интерфейс — спросите доктора Акопяна

Интерфейс — терминология

Интерфейс — хороший

Личное

Музыка

Названия

Объекты реальности

Поисковые запросы

Размышления

СУКи

Спонтанный русский язык

Ссылки

Типа девушки

Цитаты

Это Россия, сынок

Это случилось со мной

 
 

Вы будете смеяться, но всё, что есть на этом сайте (если не указано обратное) создано Владом В. Головачом, простым ховринским либертеном, и этот либертен страшно не любит, когда у него воруют интил­лик­дуаль­ную соб­ствен­ность; не воруйте её и Влад В. Головач будет вас любить и (если вы не мальчик) даже поцелует.