Брызги сознания

 

...Мануальная терапия | На главную... | Зачем?...
 

Размышления:
Занимательная арифметика турникетов

Московское правительство хочет снабдить все городские автобусы турникетами. Решение это интересно со всех сторон. Давайте посчитаем.

Исходные данные: в Москве примерно 7400 автобусов. Стоимость турникета составляет, по словам мэрии, 7500 долларов (или 8000, но это уже не важно).

Первый вывод: стоимость оборудования турникетами автобусов составляет 55 с половиной миллиона долларов. Учитывая, сколько денег город должен уже (если верить сайту Займы Москвы), а именно ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ, сумма кажется несущественной. Но ведь этих денег в казне нет. И, с таким долгом, не будет никогда.

Второй вывод. Наняв кондукторов вместо закупки турникетов, та же сумма была бы сожжена за два года (приняв за жалование кондуктора 300 долларов), при этом: эффективность транспорта не снизилась бы (о чем ниже), снизилась бы безработица (которая есть), деньги остались бы в карманах москвичей (а не буржуазных производителей схемотехники для турникетов), а главное - эти деньги ни откуда не пришлось бы брать! Деньги на турникеты нужны разово, а деньги на кондуктора можно получать по ходу дела (прибыль от автобуса с кондуктором, судя по всему, раза в два выше, чем от автобуса без оного), т.е. кондуктор зарабатывает деньги на оплату себя и на оплату ещё одного кондуктора, второй - третьего и так далее.

Но это не главное. Главное - эффективность транспорта. А эта эффективность требует дополнительной арифметики.

По моим наблюдениям, сейчас, без турникета, автобус ездит в следующем режиме: три минуты езды, 25 секунд остановка. За час автобус проезжает примерно 17 остановок, или примерно 30 км при номинальной скорости 50 км/час (здесь обязательна существенная поправка, вызванная тем, что автобус часто останавливается на перекрестках, маневрирует и т.п.). Все числа, напоминаю, весьма приблизительны, хотя и похожи на правду.

После установки турникета скорость автобуса не изменится. Проблема в том, что изменится длительность остановок. А в общественном транспорте это самое интересное.

Прикинем. Открытие и закрытие дверей, начало выхода и последнее утрамбовывание пассажиров занимают порядка трех секунд (это очень много для каждого, кто хоть раз смотрел на секундомер). Скорость входа пассажира (по моим прикидкам) в случае турникета будет равняться секундам семи (это оптимистический прикид). Тут нужно ввести в расчеты сомнительную цифру - среднее количество пассажиров, перевозимых автобусом за час. В интернете я этих данных не нашел, но некоторые другие (таки найденные данные) свидетельствуют о том, что это 300-500 пассажиров. Возьмем наименьшее число (хотя наиболее интересным как раз является большее), чтобы дать московской мэрии шанс.

300 человек, умноженные на 8 секунд, дадут нам - ни хуя себе - 40 минут. По сравнению с семью минутами остановок в час (для автобуса с кондуктором) эта цифра удивительна. Дальше считать уже бесполезно (из-за недостоверности исходных данных цифры пойдут с потолка), но мы видим, что для сохранения текущей эффективности транспорта (которая и так невысокая) понадобится минимум вдвое увеличивать количество автобусов! Вы действительно верите, что это возможно? Один автобус любимой мэрии марки ЛиАз стоит не менее 20 тыс. долларов (а сочлененный - в разы более). Вы серьезно?

Что это всё это нам даст? Москвичи будут добираться до работы и обратно гораздо дольше. Учитывая, что Москва географически и так несовершенна (многие, если не почти все, едут до работы больше часа), нам, москвичам, не позавидуешь. Я где-то и когда-то читал, что если человек едет на работу больше 40 минут, его производительность в первые два часа работы составляет всего 60 процентов от номинала (за вторую цифру не ручаюсь). Т.е. москвичи будут ещё менее эффективны. Не менее, чем на процент. А это, дорогие москвичи, до хуя.

А теперь самые интересные факты:

1. Существующие автобусы придется либо менять, либо серьезно модернизировать. Неизвестно, отражены ли эти деньги в стоимости турникета, которую обещает мэрия (насколько мы знаем мэрию - ни хуя не отражены).

2. Новую идею сначала обкатывали в Зеленограде. Во что пишут об этом на сайте телекомпании ТВЦентр: “…в салоне автобусов работает сразу три кондуктора. В их обязанности входит продажа билетов тем, кто не приобрел магнитные карточки в кассах…” Где, спрашивается, экономия на кондукторах?

3. В расчетах стоимости не участвовала такая важная штука, как стоимость билета как объекта физической реальности. Текущий билет, напечатанный на троичной бумаге красками с просроченным сроком годности, стоит копейку максимум. Новый будет стоить раз в 50 больше как минимум.

4. Занимаются этим делом люди с многообещающим названием. Очень познавательно у них на сайте. Особенно видео. Когда я увидел это, я вспомнил, что такие же умные люди имеют вывеску на Мясницкой с текстом “Русские финансовые традиции” (и, будучи умными людьми, не конкретизируют, что это за традиции). Но это ладно, это я шучу.


Дополнения:

1. Забыл скалькулировать стоимость армии ремонтников этих турникетов.

2. Навстречу возможным возражениям: я вовсе не считаю, что турникеты огульно плохи. Но у нас (а) нет денег на такие инвестиции и (б) в стране с преимущественно старым населением массовые технические новшества не будут встречены с пониманием. Нет надежды, что шестидесятилетняя бывшая стропальщица успеет научиться пользововаться турникетом. Вот если всех пенсионеров лишить права ездить в автобусах - всё будет прекрасно.

3. См. также продолжение.

 

 
 
 
 
 
 
 

По темам:

Movable Type

А вы знаете, что

Велосипед

Декларации

Дизайн

Дневник наблюдений

Есть идея!

Жаль выкидывать

Идиоты первыми

Интерфейс

Интерфейс — делаю так

Интерфейс — документации

Интерфейс — казусы

Интерфейс — плохой

Интерфейс — спросите доктора Акопяна

Интерфейс — терминология

Интерфейс — хороший

Личное

Музыка

Названия

Объекты реальности

Поисковые запросы

Размышления

СУКи

Спонтанный русский язык

Ссылки

Типа девушки

Цитаты

Это Россия, сынок

Это случилось со мной

 
 

Вы будете смеяться, но всё, что есть на этом сайте (если не указано обратное) создано Владом В. Головачом, простым ховринским либертеном, и этот либертен страшно не любит, когда у него воруют интил­лик­дуаль­ную соб­ствен­ность; не воруйте её и Влад В. Головач будет вас любить и (если вы не мальчик) даже поцелует.