Из романтических побуждений купил книгу “Графическое оформление книги” (Б.М. Кисин, 1946). “Введение”, как и следовало ожидать, самая интересная часть. Цитирую.
Особенно часто искажение и извращение замыслов автора литературного произведения наблюдалось в иллюстрационных работах художников-формалистов.
В чем сущность формализма?
“В эстетике - учении о красоте - формалисты утверждают, что красота сводится и выражается в гармоничном сочетании звуков, красок, линий, которые приятны зрению и слуху сами по себе, как таковые, и независимо от того, что выражается посредством их.” (М. Горький, О формализме, “Правда” N99 от 9 апреля 1936 г.)
Художник-формалист утверждает, что произведение искусства обладает самодовлеющей ценностью, независимо от воплощаемого образа, от изображения реального предмета. Искусство должно якобы изображать только внутреннее “видение” художника. Или же говорится, будто законы искусства определяются не реальной жизнью, а свойствами материалов, из которых произведение искусства “построено”. Сюжетное содержание допускается формалистами лишь как повод, как предлог для раскрытия внутренней сущности самого художника.
Формализм характеризует такое состояние искусства, когда содержание отстает от формы.
…
Конструктивизм принес в искусство много вредных тенденций. Он насквозь формалистичен.
…
Конструктивизм, как и все другие формалистические течения, не мог создать ни одного подлинного произведения искусства, ибо подлинное искусство всегда реалистично.